Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16-5407 от 10.06.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

79011_815788

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-КГ16-5407

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 10.06.2016

Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Я.Н. на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2015 по делу № А60-6974/2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2016 по тому же делу

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Я.Н. (г. Александровск) к администрации Сысертского городского округа (г. Сысерть) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента лесного хозяйства Свердловской области (г. Екатеринбург), федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Я.Н. (далее предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Сысертского городского округа (далее - администрация) в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду земельного участка площадью 176 066 кв. метров с кадастровым номером 66:25:1301002:2, о возложении на администрацию обязанности заключить договор аренды указанного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2015, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 12.02.2016 принятые по делу судебные акты оставил без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, предприниматель просит отменить указанные судебные акты ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

При изучении доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Требования предпринимателя направлены на получение в аренду находящегося в муниципальной собственности земельного участка площадью 176 066 кв. метров с кадастровым номером 66:25:1301002:2 из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского хозяйства.

Суды установили несоблюдение администрацией процедуры обязательного публичного информирования населения о возможном предоставлении земельного участка, предусмотренной действовавшими в период спорных правоотношений положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском хозяйстве» (в ранее действовавшей редакции; далее – Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, не определяет процедуру предоставления земельного участка.

В настоящее время согласно пункту 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ) порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации. Случаи предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Из подпунктов 12 и 15 пункта 2 указанной правовой нормы следует, что договор аренды земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения; земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Учитывая заявленные предпринимателем требования и направленность его интересов исключительно на получение земельного участка в аренду, и принимая во внимание установленную статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации процедуру предоставления земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусматривающую необходимость совершения указанных в ней мероприятий, признание недействительным оспариваемого отказа администрации не приведет к восстановлению его нарушенных прав.

При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты не подлежат пересмотру в кассационном порядке.

Между тем предприниматель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, необходимого для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Я.Н. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Судья Верховного Суда Российской Федерации Е.Е. Борисова


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 39.18 ЗК РФ