Решение Верховного суда: Определение N 88-АПГ17-5 от 27.07.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №88-АПГ17-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 27 июля 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Меркулова В.П., Никифорова СБ.

при секретаре Холодцовой Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Сайгинского сельского поселения о признании недействующим в части решения Совета Сайгинского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. № 38 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение», по апелляционной жалобе Совета Сайгинского сельского поселения на решение Томского областного суда от 27 марта 2017 г., которым заявленные требования удовлетворены,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Федерального агентства лесного хозяйства Ибрагимова А.М., представителя Департамента лесного хозяйства Томской области Кругловой Т.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета Сайгинского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. № 38 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.

Административный истец полагал, что оспариваемое решение не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории земель в другую» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», поскольку по результатам картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта определенные основным чертежом Генерального плана, установлено включение в границы населенного пункта пос. Сайга лесных участков расположенных на землях лесного фонда и находящихся в федеральной собственности.

При принятии оспариваемого муниципального правового акта согласование включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено, чем нарушена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования проекта Генерального плана. Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране защите и воспроизводству лесов.

Решением Томского областного суда от 27 марта 2017 года заявленное требование удовлетворено.

Разрешая спор, суд исходил из того, что согласно имеющейся в деле выписке из государственного лесного реестра включенные в границы сельского поселения земельные участки относятся к землям лесного фонда правообладателем которых является Российская Федерация.

Факт наложения границ земель лесного фонда на земли населенного пункта пос. Сайга, входящего в состав муниципального образования «Сайгинское сельское поселение», подтвержден схемой наложения границ пояснением специалиста в судебном заседании, а также планом лесонасаждений Сайгинского урочища (по материалам лесоустройства). При этом уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию административный ответчик не направлял уполномоченному федеральному органу, чем нарушены положения статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с решением суда, Совет Сайгинского сельского поселения обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой об отмене судебного акта, полагая, что административное исковое заявление подлежало рассмотрению не в порядке административного судопроизводства, а в порядке гражданского судопроизводства.

Также заявителем жалобы указывается на то, что лесные участки из земель лесного фонда были изъяты и переданы в состав сельского населенного пункта пос. Сайга на основании постановления администрации Верхнекетского района от 08 января 1992 года, в силу чего они были правомерно включены в границы населенного пункта пос. Сайга. Однако суд при рассмотрении административного иска не учел данное обстоятельство, сославшись на материалы лесоустройства 2003 года и регистрацию права собственности Российской Федерации в 2008 году.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором участвующим при рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также Федеральным агентством лесного хозяйства представлены возражения.

В судебное заседание представители Совета Сайгинского сельского поселения, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, прокуратуры Томской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Томского филиала ФГБУ Рослесинфорг, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб представителей лиц участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.

Согласно Уставу муниципального образования «Сайгинское сельское поселение», принятому решением Совета Сайгинского сельского поселения от 12 декабря 2005 года № 5, муниципальное образование «Сайгинское сельское поселение» образовано и наделено статусом сельского поселения на основании Закона Томской области от 10 сентября 2004 г. № 199-03 «О наделении статусом муниципального района, поселения (городского сельского) и установлении границ муниципальных образований на территориях Верхнекетского района».

Совет Сайгинского сельского поселения согласно статье 23 Устава этого поселения является представительным органом муниципального образования «Сайгинское сельское поселение».

Решением Совета Сайгинского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. №38 утвержден Генеральный план муниципального образования «Сайгинское сельское поселение».

Решение № 38 принято уполномоченным органом, официально опубликовано на официальном сайте Администрации Верхнекетского района Томской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также размещено на стенде в помещении администрации Сайгинского сельского поселения, в читальном зале библиотеки.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект полежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 и пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 862708000 кв.м, расположенный по адресу: Томская область Первомайский район, Улу-Юльское лесничество, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 2 декабря 2008 г.

По результатам выполненного Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта пос. Сайга установлено наложение границ указанного населенного пункта и границ находящихся в собственности Российской Федерации лесных участках на землях лесного фонда.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Улу-Юльского лесничества определено на основании выписки из государственного лесного реестра, а также информации, содержащейся в таксационных описаниях, карте-схеме Улу-Юльского лесничества, плане лесонасаждений Сайгинского урочища, являющихся первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.

Абзацем 3 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривалось, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» также предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 1 статьи 8 этого же Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Приведенные положения законов в их нормативном единстве позволяют сделать вывод, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности. Это опровергает доводы административного ответчика о возможности изъятия лесных участков из земель лесного фонда и передачи их в состав сельского населенного пункта на основании постановления администрации района в 1992 году.

Учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда собственником которого является Российская Федерация, в границы пос. Сайга проект генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства от 26 января 2005 г. № 40).

Пунктом 2.1 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69, предусматривалось направление Министерству регионального развития Российской Федерации органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе Минрегиона России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 данного Кодекса об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Материалами дела подтверждается, что, не смотря на размещение проекта генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» и материалов по его обоснованию в федеральной информационной системе территориального планирования на сайте п1рр://%15.есопоту.§оу.ш уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в Министерство регионального развития Российской Федерации с соблюдением установленного порядка и формы не направлялось. Данный факт признавался представителями административного ответчика в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.

Само же по себе размещение проекта территориального планирования в информационной системе не может рассматриваться как уведомление уполномоченных органов, в том смысле какой предполагает законодатель устанавливая соответствующую обязанность в статье 25 Градостроительного кодекса.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана муниципального образования «Сайгинское сельское поселение» не согласовывался ни с Минрегионом России, ни с Россельхозом что является основанием для его признания недействующим в соответствующей части.

Доводы о нарушении судом первой инстанции порядка судопроизводства при рассмотрении настоящего административного дела Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит не состоятельными, поскольку в силу прямого указания закона оспаривание нормативных правовых актов, к каковым относится решение Совета Сайгинского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. № 38, производится в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Томского областного суда от 27 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную ж ^а Сайгинского сельского поселения без удовлетворения Председательствующий Судьи


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 84 ЗК РФ