Решение Верховного суда: Определение N 3-АПГ17-2 от 15.06.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №3-АПГ17-2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 15 и ю н я 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Меркулова В.П.

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С Б .

при секретаре Дарькине АО рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным Генерального плана городского округа «Ухта», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта от 4 сентября 2013 г. № 226, в части включения в границы городского округа Ухта лесных участков, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале № 72 Городского участкового лесничества

по апелляционной жалобе Совета муниципального образования городского округа «Ухта» на решение Верховного Суда Республики Коми от 13 декабря 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Малышева К.И возражавшего против отмены решения суда, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о признании незаконным Генерального плана городского округа «Ухта», утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 4 сентября 2013 г. № 226, в части включения в границы городского округа «Ухта» лесных участков, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество в квартале № 72 Городского участкового лесничества. В обоснование заявленных требований Министерство сослалось на несоблюдение процедуры перевода спорных земельных участков из категории «земли лесного фонда в категорию «земли населенных пунктов», несогласование проекта Генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) и на отсутствие положительного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации, что является нарушением норм земельного, лесного и градостроительного законодательства, в частности Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ), приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» (далее - приказ Минрегиона России № 69).

Решением Верховного Суда Республики Коми от 13 декабря 2016 г административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа «Ухта», утвержденный решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 4 сентября 2013 г. № 226, в части включения в границы городского округа «Ухта» лесных участков, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество в квартале № 72 - выделы 1, 2, 3, 17, 37, 38 Городского участкового лесничества.

Определением Верховного Суда Республики Коми от 27 февраля 2017 г исправлена описка в абзаце втором резолютивной части решения суда дополнением его указанием «населенного пункта г. Ухты».

В апелляционной жалобе Совет муниципального образования городского округа «Ухта» с учетом уточнений просит решение суда отменить полностью и принять по административному делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, резолютивная часть решения является некорректной, поскольку суд вместо указания на необоснованное включение земельных участков лесного фонда в границы населенного пункта г. Ухты указал на их включение в границы городского округа «Ухта».

Прокуратурой Республики Коми представлены возражения на

апелляционную жалобу, а Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми - отзыв.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом

извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Судебная коллегия в соответствии со статьей 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по ходатайству административного истца произвела процессуальное правопреемство на стороне истца: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми заменено на правопреемника - Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, на основании Указа Главы Республики Коми от 17 октября 2016 г. № 123 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми».

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального городского округа поселения относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что утверждение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов расположенных в границах соответствующего муниципального образования является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 172-ФЗ, пункту 1 статьи 8 ЗК РФ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для

признания недействительными актов об отнесении земель к категориям,

о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

При этом если в соответствии с проектом генерального плана городского

округа предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав городского округа земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит

обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен приказом Минрегиона России № 69 (далее - Порядок согласования).

Пунктом 2.1 Порядка согласования, действовавшего в период подготовки Генерального плана, предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 ГрК РФ. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативное правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.

Таким уполномоченным федеральным органом в период подготовки оспариваемого акта в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, являлся Рослесхоз До 1 января 2015 г. в соответствии с пунктом 4 названного постановления к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

Рассматривая заявленные административным истцом требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что имеется документально подтвержденное наложение границ муниципального образования и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале № 72 - выделы 1, 2, 3, 17, 37, 38 Городского участкового лесничества, вместе с тем при подготовке проекта Генерального плана городского округа «Ухта» не была соблюдена предусмотренная законодательством процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, в связи с чем правомерно признал не действующим Генеральный план городского округа «Ухта» в части включения в границы муниципального образования данных лесных участков.

Апелляционная жалоба не содержит сведений, опровергающих приведенный вывод суда. Довод апелляционной жалобы о необоснованном указании в резолютивной части решения на включение спорных земельных участков в границы городского округа «Ухта» правового значения не имеет так как оспариваемый Генеральный план в соответствии со статьями 23-25 ГрК РФ принят в отношении муниципального образования городского округа «Ухта», в состав которого входит в том числе и населенный пункт г. Ухта. Кроме того, определением Верховного Суда Республики Коми от 27 февраля 2017 г. исправлена описка в абзаце втором резолютивной части решения суда, дополнением его указанием «населенного пункта г. Ухты».

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила решение Верховного Суда Республики Коми от 13 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета муниципального образования городского округа «Ухта» без удовлетворения.


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 84 ЗК РФ