Решение Верховного суда: Определение N 33-АПГ16-7 от 02.06.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№33-АПГ16-7

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 2 и ю н я 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова СБ.

при секретаре Барулевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлева А В о признании не действующим в части решения Совета депутатов второго созыва Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области от 2 апреля 2014 г. № 20 «Об утверждении генерального плана Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области»,

по апелляционной жалобе Яковлева А.В. на решение Ленинградского областного суда от 18 декабря 2015 г., которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С, полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила решением Совета депутатов второго созыва Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Совет депутатов Отрадненского городского поселения) от 2 апреля

2014 г. № 20 «Об утверждении генерального плана Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области» (далее - Решение № 20) утвержден Генеральный план Отрадненского городского поселения, согласно которому земельный участок с кадастровым номером включен в функциональную зону сельскохозяйственного использования С1 - «ведение сельского хозяйства и размещения объектов сельскохозяйственного производства» и находится за границами г. Отрадное.

Решение № 20 официально опубликовано 9 апреля 2014 г. в газете «Отрадное вчера, сегодня, завтра», № 8 (81).

Яковлев А.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании не действующим Решения № 20 со дня его принятия в части включения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером во всех схемах и картах утвержденных оспариваемым актом, в зону ведения сельского хозяйства и размещения объектов сельскохозяйственного производства вне границ населенного пункта г. Отрадное.

В обоснование иска указано, что отнесение данного земельного участка в соответствии с Решением № 20 к зонам сельскохозяйственного использования, исключение его из границ населенного пункта нарушают право административного истца на использование данного объекта недвижимого имущества.

Яковлев А.В. полагает, что оспариваемый акт противоречит части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, пункту 6 статьи 25 Устава Отрадненского городского поселения, а также постановлению Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 г. № 460 «Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области» и схеме территориального планирования муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области от 24 декабря 2014 г. № 41.

Решением Ленинградского областного суда от 18 декабря 2015 г Яковлеву А.В. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Яковлев А.В. просит решение суда отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, неправильного применения норм материального права и норм процессуального права и принять новое решение по делу.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе администрацией Отрадненского городского поселения, являющейся заинтересованным лицом по делу, и прокуратурой Ленинградской области поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции что оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры и в надлежащей форме, подписано главой муниципального образования и официально опубликовано (статьи 22, 24, 30, 55 Устава Отрадненского городского поселения).

Подготовка генерального плана поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе обязательное рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ) и уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 28 ГрК РФ).

Целью правового института публичных слушаний по проектам генеральных планов населений является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам, которые могут затронуть права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. № 931-0-0.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана заключение о результатах таких публичных слушаний учитываются при принятии решения об утверждении генерального плана (часть 13 статьи 24 ГрК РФ), однако содержащиеся в них предложения не являются обязательными к реализации органами местного самоуправления. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, что закреплено в пункте 1.5 порядка организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Отрадненское городское поселение утвержденного решением Совета депутатов Отрадненского городского поселения от 21 июля 2009 г. № 45, в соответствии с пунктом 19 статьи 14 Устава названного муниципального образования.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского хозяйства мясомолочного направления» общей площадью кв. м, расположенный по адресу: область,

район, г. , к от дер принадлежит Яковлеву А.В. на праве собственности на основании договора купли - продажи от 6 мая 2013 г.

В ходе публичных слушаний по проекту генерального плана Отрадненского городского поселения, состоявшихся 11 декабря 2012 г., было учтено предложение по отнесению земельного участка, адрес которого совпадает с земельным участком, принадлежащим административному истцу, к зоне производственного (IV-V классов), транспортно логистического, складского назначения и инженерной инфраструктуры, и зафиксировано в протоколе публичных слушаний (приложение 1). Указанное предложение также отражено в протоколе заседания рабочей группы по данному проекту от 20 декабря 2012 г.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что в ходе согласования проекта генерального плана Отрадненского городского поселения с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в него вносились изменения. Доработанный проект генерального плана был представлен на согласование по результатам согласительного совещания в Министерстве регионального развития Российской Федерации по урегулирования разногласий к замечаниям на проекты документов территориального планирования 12 декабря 2013 г. и был утвержден без учета предложения об отнесении указанного земельного участка к иной функциональной зоне.

Вопреки утверждению административного истца проведение процедуры публичных слушаний при внесении изменений в генеральный план поселения статьей 24 ГрК РФ не предусмотрено. Таким образом утверждение Советом депутатов Отрадненского городского поселения генерального плана названного муниципального образования, не учитывающего отдельные предложения, поступившие на публичных слушаниях, не нарушает требования градостроительного законодательства.

Вместе с тем Судебная коллегия полагает, что вывод суда о нахождении земельного участка с кадастровым номером относительно границ г. Отрадное не соответствует обстоятельствам административного дела.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Следовательно, включение либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является изменением их правового режима и требует соответствующего обоснования.

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа карту функциональных зон поселения.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (пункт 2 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Как усматривается из материалов дела, северная граница земельного участка с кадастровым номером на карте функциональных зон, являющейся приложением 9 к Решению № 20, совпадает с границей Отрадненского городского поселения. Остальные границы указанного земельного участка нанесены на карту функциональных зон синей пунктирной линией, которая согласно условным обозначениям данной карты обозначает планируемые границы населенного пункта - города Отрадное Аналогичным образом границы указанного земельного участка нанесены на остальные карты, являющиеся приложением к оспариваемому нормативному правовому акту.

Таким образом, отображение предполагаемых границ населенного пункта в материалах по обоснованию генерального плана Отрадненского городского поселения в виде карт противоречит положениям приведенных выше правовых норм и не позволяет достоверно определить местоположение земельного участка с кадастровым номером (в существующих границах города Отрадное либо за их пределами). Указанный участок также отсутствует в текстовых материалах по обоснованию генерального плана Отрадненского городского поселения, а именно в перечне земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ.

Кроме того, согласно карте функциональных зон названного муниципального образования земельный участок с кадастровым номером

отнесен к функциональным зонам «сельскохозяйственного использования». По смыслу пунктов 5 и 7 части 1, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, территориальные зоны устанавливаются на основе функциональных зон. При этом согласно пункту 6 части 1 статьи 85 ЗК РФ земельные участки отнесенные к зонам сельскохозяйственного использования, входят в состав земель населенных пунктов, то есть спорный земельный участок по функциональной зоне, отображенной на генеральном плане (С1), относится к землям населенных пунктов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3-П от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Судебная коллегия, проанализировав содержание оспариваемого нормативного правового акта, полагает, что Решение № 20 и приложения к нему не отвечают общеправовому критерию формальной определенности допускают неоднозначное толкование их содержания, носят неопределенный характер в той части, в которой они определяют местоположение земельного участка с кадастровым номером относительно границ г. Отрадное.

С учетом изложенного решение Совета депутатов второго созыва Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области от 2 апреля 2014 г. № 20 «Об утверждении генерального плана Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области» подлежит признанию не действующим в части, в которой оно не позволяет достоверно определить местоположение земельного участка с кадастровым номером

относительно границ г. Отрадное, со дня вступления в законную силу апелляционного определения Судебной коллегии.

Доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены решения суда в остальной части, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила решение Ленинградского областного суда от 18 декабря 2015 г. отменить в части.

Признать не действующим решение Совета депутатов второго созыва Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области от 2 апреля 2014 года № 20 «Об утверждении генерального плана Отрадненского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области» в части, в которой оно не позволяет достоверно определить местоположение земельного участка с кадастровым номером относительно границ г. Отрадное, со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения Судебной коллегии.

В остальной части решение суда ^п^вой инстанции оставить без изменения.

Председательствующий Судьи


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 84 ЗК РФ