Решение Верховного суда: Определение N 73-АПГ16-2 от 19.05.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№73-АПГ16-2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Москва 19 мая 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова СБ.

при секретаре Барулевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании частично не действующим решения Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия от 28 декабря 2012 г. № 122 «Об утверждении генерального плана Муниципального образования сельское поселение «Сухинское»

по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 1 февраля 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя муниципального образования сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия Клишко А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Федерального агентства лесного хозяйства Ибрагимова А.М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила Советом депутатов муниципального образования сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия принято решение от 28 декабря 2012 г. № 122 «Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение «Сухинское» (далее Решение № 122).

Решение № 122 размещено на официальном интернет-портале Администрации муниципального образования сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Кабанский районный суд Республики Бурятия с заявлением о признании не действующим Решения № 122 в части включения в границы населенных пунктов с. Сухая, с. Заречье сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок № 2 СПК «Заречье». В границах с. Сухая: лесные участки в квартале 3 выдел 7 (часть), выдел 11, выдел 15 (часть), выдел 16 (часть), в квартале 6 выдел 1 (часть), выдел 2 (часть), выдел 3 (часть), выдел 4 (часть). В границах с. Заречье лесные участки в квартале 4 выдел 1 (часть), выдел 2 (часть), выдел 3 (часть выдел 9 (часть).

Рослесхоз полагает, что Решение № 122 не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Лесному кодексу Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) и приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

В обоснование заявленного требования административный истец указал что находящиеся в федеральной собственности лесные участки Решением № 122 включены в границы муниципального образования сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия (далее МО СП «Сухинское») с нарушением предусмотренной статьей 25 ГрК РФ процедуры согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Таким образом, оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

Определением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия административное дело передано в соответствии со статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на рассмотрение в Верховный Суд Республики Бурятия.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 1 февраля 2016 г административное исковое заявление Рослесхоза удовлетворено в полном объеме. Решение № 122 признано не действующим в оспариваемой части со дня его принятия.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Совет депутатов МО СП «Сухинское» просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением судом норм материального права.

Рослесхозом, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия и прокуратурой Республики Бурятия поданы возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта, утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела Решение № 122 принято уполномоченным органом в установленной форме подписано главой муниципального образования и официально опубликовано (статьи 20 - 22, 24, 30, 33, 35 Устава МО СП «Сухинское»).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов расположенных в границах соответствующего муниципального образования является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При этом установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (часть 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ).

Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.

В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Порядок согласования проекта генерального плана установлен приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее Минрегион России) от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований». Как следует из раздела 2 названного порядка в редакции, действующей в период подготовки генерального плана МО СП «Сухинское», Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.

Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» в редакции, действующей в тот же период, соответствующим уполномоченным органом являлся Рослесхоз. До 1 января 2015 г. в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того подпунктом 5.4.3 указанного положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Следовательно, включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов предполагает обязательное согласование со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-0-0). Таким образом, отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, является существенным нарушением порядка принятия генерального плана поселения.

Как усматривается из материалов дела, при согласовании проекта генерального плана МО СП «Сухинское» Рослесхоз письмом от 18 декабря 2013 г. уведомил Минрегион России о невозможности согласования указанного проекта в связи с увеличением границ населенных пунктов, входящих в состав МО СП «Сухинское», за счет земель лесного фонда.

В ходе дальнейших мероприятий, осуществленных Рослесхозом и подведомственными ему организациями, также установлено частичное наложение границ указанного поселения и границ находящегося в федеральной собственности земельного участка из состава земель лесного фонда Кабанского сельского участкового лесничества. Данное обстоятельство выявлено в том числе по результатам осмотра 12 октября 2015 г. территории лесного фонда Кабанского лесничества комиссией отдела организации и обеспечения деятельности Кабанского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства при участии главы МО СП «Сухинское».

Довод апелляционной жалобы о том, что границы земельного участка из состава земель лесного фонда на момент принятия оспариваемого акта не были установлены в соответствии с земельным законодательством, поскольку материалы лесоустройства, датированные 1991 годом, утратили силу отклоняется в силу следующего.

Согласно статье 7 ЛК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана МО СП «Сухинское») лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛКРФ).

Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ).

Частью 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.

Как усматривается из материалов дела, местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Кабанского лесничества определено на основе имеющихся в материалах дела выписок из государственного лесного реестра а также информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и лесоустроительных планшетах Кабанского лесничества.

Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта генерального плана МО СП «Сухинское» нарушена предусмотренная ГрК РФ процедура его согласования с Рослесхозом, имеется документально подтвержденное наложение границ указанного сельского поселения и границ земельного участка из состава земель лесного фонда, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Решения № 122 не действующим в оспариваемой части.

Вместе с тем Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части признания оспариваемого муниципального правового акта не действующим с момента его принятия.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Из материалов дела усматривается, что генеральный план МО СП «Сухинское», утвержденный Решением № 122, применялся и на его основе реализованы права граждан. Данное обстоятельство нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и подтверждается актом натурального осмотра комиссией отдела организации и обеспечения деятельности Кабанского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства территории лесного фонда Кабанского лесничества от 11 ноября 2015 г. В связи с этим оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим с момента его принятия, у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного в силу положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Сухинское Кабанского района Республики Бурятия от 28 декабря 2012 г. № 122 «Об утверждении генерального плана Муниципального образования сельское поселение «Сухинское» подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления в законную силу апелляционного определения Судебной коллегии.

Руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила решение Верховного Суда Республики Бурятия от 1 февраля 2016 г. изменить.

Признать не действующим решение Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Сухинское» Кабанского района Республики Бурятия от 28 декабря 2012 г. № 122 «Об утверждении генерального плана Муниципального образования сельское поселение «Сухинское» с момента вступления в законную силу апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Председательствующий Судьи


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 84 ЗК РФ