Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13524/13 от 03.10.2013 Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор

818_493030

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче дела в Президиум

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-13524/13 Москва 03 октября 2013 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М.Козырь, судей Е.М.Моисеевой, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление администрации г. Сочи о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2013 по делу № А32-2052/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.2013 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Колокольчик» к администрации муниципального образования города-курорта Сочи о признании недействующим и противоречащим закону постановления главы города Сочи от 27.05.2009 № 180 «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы в части требований, изложенных в отдельных пунктах утвержденной этим постановлением инструкции: о том, что «актуальная топографическая съемка М 1:500, срок действия которой на день подачи заявления о согласовании схемы составляет не более года с момента изготовления» (абзац 10 пункта 2.4), «графическая часть Схемы выполняется на

Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/

(информация о движении дела, справочные материалы и др.). актуальной топографической основе в масштабе 1:500, 1:1000 с отображением красных линий, охранных зон инженерных сетей, зон с особыми условиями использования территории, границ существующих и формируемых смежных земельных участков с отображением границ территориальных зон и границ населенных пунктов муниципального образования город-курорт Сочи» (абзац 1 пункта 2.5); о признании недействующими и противоречащими закону положения абзаца 1 пункта 1.11.5 постановления главы администрации города Сочи от 09.07.2012 № 1452 «О внесении изменений в постановление Главы города Сочи от 27 мая 2009 года № 180 «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы», согласно которому «до представления Схемы на согласование и утверждение границы земельного участка в соответствии с изготовленной Схемой подлежат предварительному внесению в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на срок, не превышающий одного года с даты предварительного нанесения».

Суд установил:

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.2013 признаны недействующими и противоречащими статьям 3, 13, 14 Закона о кадастре, статьям 11, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации следующие положения нормативных актов:

- абзац 10 пункта 2.4 Инструкции о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденный постановлением главы города Сочи от 27.05.2009 № 180 «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы» (в редакции постановления администрации города Сочи от 24.10.2012 № 2228) (далее - Инструкция), а именно: «актуальная топографическая съемка М 1:500, срок действия которой на день подачи заявления о согласовании схемы составляет не более года с момента изготовления»;

- абзац 1 пункта 2.5 Инструкции, а именно следующие положения (слова) «на актуальной топографической основе»;

- абзац 1 пункта 1.11.5 постановления главы администрации города Сочи от 09.07.2012 № 1452 «О внесении изменений в постановление Главы города Сочи от 27.05.2009 № 180 «О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и Инструкции о порядке подготовки схемы» (далее - постановление № 1452), а именно следующие положения: «До предоставления Схемы на согласование и утверждение границы земельного участка в соответствии с изготовленной Схемой подлежат предварительному внесению в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на срок, не превышающий одного года с даты предварительного нанесения». В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 09.08.2013 оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами администрация обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. Заявитель ссылается на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права. Администрация указывает на то что обществом не представлено доказательств того, что оспариваемые нормативные акты противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». По мнению администрации общество не доказало, чем оспариваемые положения нормативных актов нарушают его права.

Удовлетворяя заявленные требования общества в части, суды исходили из следующего.

Суд проверяет нормативный акт на соответствие закону с учетом оспариваемых заявителем положений. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта ограничено наличием нарушения указанным актом прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемые обществом положения абзаца 10 пункта 2.4, абзаца 1 пункта 2.5 Инструкции возлагают на соискателей прав на земельные участки обязанность представлять схемы на актуальной топографической основе. Между тем, в федеральном законодательстве отсутствует указание на необходимость представления схем расположения земельных участков на топографической основе.

Руководствуясь частью 15 пункта 1 статьи 15, частью 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 3 Закона о кадастре, пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса, статьей 8 Градостроительного кодекса суды признали противоречащими данным нормам права следующие положения абзаца 10 пункта 2.4 Инструкции: «актуальная топографическая съемка М 1:500, срок действия которой на день подачи заявления о согласовании схемы составляет не более года с момента изготовления» и следующие положения (слова) абзаца 1 пункта 2.5 Инструкции: «на актуальной топографической основе».

Остальная часть абзаца 1 пункта 2.5 Инструкции федеральному законодательству не противоречит; заявитель не подтвердил нарушение его прав и законных интересов данными правилами.

Суды также пришли к выводу о том, что положения абзаца 1 пункта 1.11.5 Постановления № 1452 также противоречат закону, поскольку приняты с превышением полномочий и необоснованно возлагают на заявителя обязанность, не предусмотренную федеральным законодательством.

Суды установили, что права общества нарушаются оспариваемыми положениями нормативных актов, поскольку обществу отказано в утверждении проекта границ земельного участка на основании данных положений нормативных актов (отказ оспаривается в рамках отдельного производства).

В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:

1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права международным договорам Российской Федерации;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Доводы администрации о недоказанности обществом несоответствия оспариваемых нормативных актов положениям федерального законодательства противоречат положениям процессуального законодательства, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Иные доводы администрации по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ

в передаче дела № А32-2052/2012 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 17.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда СевероКавказского округа от 09.08.2013 по тому же делу отказать Председательствующий ______________ О.М.Козырь судья Судья ______________ Е.М.Моисеева Судья ______________ Г.Г.Попова


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 11 ЗК РФ