Решение Верховного суда: Определение N 306-КГ16-18329 от 16.01.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

79014_903065

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 306-КГ16-18329

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 16.01.2017

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2016 по делу № А65-29593/2015

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Тандер» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, о признании незаконным решения от 21.09.2015 № 16/060/001/2015- 8737 об отказе в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества с оборудованием от 16.07.2015 № НчФ/44913/15; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан осуществить действия по государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества с оборудованием от 16.07.2015 № НчФ/44913/15.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2016, решение суда первой инстанции отменено исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах и имеющимся в деле доказательствам, существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель сослался на пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,согласно которому, если в аренду здание, сооружение, помещения в ни или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представленного на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные позволяющие определенного установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащее передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Из представленного на государственную регистрацию договора НчФ\49913\15 аренды недвижимого имущества от 16.07.201е5 в прилагаемом к указанному договору графическому описании (приложение №1) невозможно и индивидуализировать объект и четко определить предмет договора.

Согласно договору аренды от 16.07.2015 площадь арендуемой части помещения указана 570кв.м., в соответствии с дополнительным соглашением к договору-556,8кв.м.; кроме того, арендуемой части помещения присвоен другой кадастровый номер 16:46:030106:4845.

Пункт 3 части 1 статьи 22,статьтя 44 Федерального закона от 24.07.2007 №№221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» предусматривает учет в ГКН части здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.

Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 №831, зарегистрированным в Минюсте России 09.04.2013№28057,утверждены формы кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, кадастрового паспорта земельного участка, кадастрового паспорта помещения, которые предусматривали возможность отражения в них сведений о частях объектов недвижимости, на которые распространяются ограничения (обременения) права. С 1 января 2015 года Приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 №504 утверждены новые формы которые также содержат разделы об учтенных в государственном кадастре недвижимости частях объектов.

Поскольку на момент обращения заявителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией договора, предусматривающего передачу в аренду части здания, на территории Российской Федерации действовали формы кадастровых паспортов, в которых подлежали отражению сведения о частях здания (помещения) в том объеме, в котором они подлежат внесению в государственный реестр недвижимости, требование регистрирующего органа о необходимости представления заявителем на государственную регистрацию договора аренды части здания кадастрового паспорта здания, в котором отражены сведения о части здания, предоставленного в аренду, являются законными, по мнению заявителя жалобы.

После отказа регистрирующего органа заявителем были изготовлены новые технический план, технический паспорт, на основании которого ему был выдан новый кадастровый паспорт и 21.12.2015 была произведена государственная регистрация договора аренды части здания.

С 01.01.2013 в соответствии с пунктом 9 части и 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения распространяются на часть объекта недвижимости в объеме сведений определенных порядком государственного кадастрового учета.

С 01.01.2017 Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация ограничения, обременения на часть здания сооружения, помещения будет производиться при внесении в кадастр недвижимости сведений о части здания, сооружения, помещения (пункт 5 статьи 44).

Таким образом, перед тем как регистрировать ограничение (обременение части недвижимого имущества, необходимо внести сведения об этой части в государственный кадастр недвижимости, поскольку в соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации (в том числе права) аренды на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, 16.07.2015 между индивидуальным предпринимателем Маннаповой Р.Б. и АО «Тандер» заключен договор аренды недвижимого имущества с оборудованием № НчФ/44913/15 на часть нежилого помещения. Данное недвижимое имущество принадлежит индивидуальному предпринимателю Маннаповой Р.Б. на праве собственности.

10.08.2015 АО «Тандер» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о регистрации указанного договора аренды недвижимого имущества с оборудованием.

Управлением в лице Бугульминского отдела сообщением от 21.09.2015 № 16/060/001/2015-8737 в государственной регистрации данного договора аренды было отказано.

Ссылаясь на отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации договора аренды, АО «Тандер» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов АО «Тандер».

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 607, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 26, 33 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статей 7, 43 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», установив что в дело правоустанавливающих документов ранее был помещен кадастровый паспорт здания магазина, часть которого передана в аренду обществу, представленный на государственную регистрацию договор аренды содержал приложение с планом здания и выделением границ передаваемого в аренду объекта, предмет договора определен путем текстуального и графического описания, между сторонами договора отсутствуют разногласия относительно местоположения, границ и площади арендуемого объекта, пришел к выводу о том, что отказ в государственной регистрации договора не соответствует закону, нарушает права и законные интересы АО «Тандер».

Суд кассационной инстанции поддержал выводы апелляционного суда.

Доводы о том, что на момент обращения АО «Тандер» в регистрирующий орган действовали новые формы кадастровых паспортов, в которых подлежали отражению сведения о частях здания (помещения) в том объеме, в каком они подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, и, что после отказа АО «Тандер» изготовлены новые технический план и технический паспорт, на основании которых ему был выдан новый кадастровый паспорт и 21.12.2015 управлением Росреестра произведена государственная регистрация договора аренды части здания, были предметом исследования судов и им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Доводы, приведенные заявителем, не опровергают выводов судебных инстанций, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Такие доводы не могут быть предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Чучунова


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 26 ЗК РФ